Главная / Новости

За судоводителем останется наблюдение за навигационной обстановкой

Можно предположить, что тенденция к передаче рутинных задач автоматам сохранится и в ближайшие 10—15 лет. За судоводителем останется то, что автоматы выполнить не могут — наблюдение за навигационной обстановкой и принятие решений в условиях ее быстрого изменения.

Все это говорит о том, что при разработке новых учебных планов и программ необходимо сохранить прежний уровень подготовки в области общетехнических дисциплин. Однако преподавание этих дисциплин требуется приблизить к специальности. В основном нужно сохранить прежний набор специальных дисциплин, устранив ненужное дублирование там, где оно имеется; учесть при разработке новых программ по специальным дисциплинам развитие флота и изменения в его эксплуатации.

Совершенствование подготовки инженеров-судоводителей должно идти -в основном путем улучшения материально-технической базы. Пора, наконец, добиться такого положения, когда новая техника в первую очередь появляется в учебных заведениях. Даже если эта техника закупается за рубежом. Необходимо также улучшать методику обучения и развития индивидуализации курсанта, широко применять технические средства обучения и тренажеры; внедрять в учебный процесс вычислительную технику; привлекать к учебному процессу производственников; улучшать практическое обучение обеспечению безопасности судна и экипажа (борьба с водой, пожаром и тренировки по оставлению судна); совершенствовать организацию плавательной практики как на учебно-производственных, так и на транспортных судах.

Основной путь улучшения практической подготовки — совершенствование плавательных практик, которые должны обеспечить необходимую практическую подготовку с учетом требований ИМО, получение курсантами соответствующей рабочей профессии. Немаловажную роль имеет правильное чередование учебных и производственных практик.

Здесь заслуживает внимания опыт судоводительского факультета ЛВИМУ, где на первом курсе курсанты знакомятся с учебным парусным судном, а на береговой базе подготавливаются в соответствии с требованиями ИМО (шлюпка, спасательные плоты, прыжки в воду в нагрудниках с высоты 3 м, пожар и т. п.). На втором курсе курсанты четыре месяца проходят индивидуальную практику на транспортных судах для получения рабочей специальности — матрос. На третьем и четвертом курсах курсанты проходят двухмесячную штурманскую практику на учебно-производственных судах с преподавателями, на пятом курсе — индивидуальную трехмесячную на транспортных судах в должности штурманского ученика.

Для повышения качества практической подготовки выпускников необходимо на судах иметь штатную должность штурманского ученика. Тогда во время практики будущий молодой специалист на судне сможет исполнять обязанности младшего помощника капитана, что позволит ему приобрести устойчивые практические навыки штурманской работы.

Второе, что необходимо сделать, — это повысить заинтересованность и ответственность командного состава судов за организацию как матросской, так и штурманской практики курсантов. Можно сделать предварительное распределение перед последней практикой и направлять курсантов на те суда, куда они придут работать через полгода как молодые специалисты. Говоря о подготовке радиоспециалистов, необходимо иметь в виду, что в период до 2000 г. в области морской радиосвязи и радионавигации должны произойти важные преобразования, определяемые общими тенденциями научно-технического прогресса на морском транспорте.

Значительный прогресс намечается и в области автоматизированных средств морской электрорадионавигации и связи на базе микропроцессоров и микроЭВМ. По мере их внедрения на судах будет изменяться характер труда радиоспециалистов. Работа в спутниковых и радиотелексных сетях связи по передаче информации начнет вытеснять работу кодом Морзе по мере переоснащения флота. Купить оптом хн45ю круг можно по выгодной цене от поставщика Авек Глобал.