Главная / Новости

Текст #000845

— Никакой. Быть может, это режиссерский порок, но я всегда хотел снимать разные картины — по темам и жанрам. Меня, скажем, привлекают и вестерн, и сюжеты фантастического характера. «Степень риска», первая полнометражная работа, кажется мне сегодня довольно наивной попыткой кинематографического реализма. На экране надо образно создавать действительность, а в «Степени риска» я пытался лишь ее фиксировать.

Совсем иное произошло с «Драмой из старинной жизни». «Тупейный художник» — это одна из моих любимых книг детства. А их всегда тянет снова взять в руки. И вот «взяв», я убедился, что, по-видимому, ставить Лескова в кино невозможно. Нужны, по крайней мере, более совершенные технические средства, отвечающие постоянной напряженности и современности поиска пластического перевода слова в кинообраз... Но теоретически думается мне, в кино можно ставить все. И мне захотелось попытаться изобрести кино «для Лескова» — как бы дать кинокамеру в руки самого писателя. Фильм закончен. У него есть поклонники, есть и противники.

— Когда начнутся съемки «Монолога»?

— Февраль, март, апрель будут заняты актерскими пробами, работой подготовительного периода. В ноябре мы должны закончить картину.

В Париже, в нескольких шагах от легендарного собора Нотр-Дам, как-то незаметно — в неглубокой, небольшой по занимаемой площади подземной нише — расположился памятник-мемориал жертвам фашистских концлагерей. Тут нет ни имен, ни фамилий, но в литературном контексте прекрасных поэтических и публицистических миниатюр, оформляющих этот Пантеон без могил, рассеянный взор туриста останавливает цифра — двести тысяч. Двести тысяч женщин, детей, стариков, юношей — двести тысяч французов, сожженных в лагерных печах, задушенных в газовых камерах, расстрелянных, повешенных, распятых нацистами и их прихвостнями. И в скорбной сути своей этот строгий скромный памятник (не случайно, я думаю, соседствующий с «меккой» мирового туризма — Нотр-Дам) вызывает невольную ассоциацию с могилой Неизвестному солдату. В нем, как и в той символической могиле, анонимность жертв обретает смысл образа. Не потому ли так сильно, так назидательно звучат начертанные на стенах мемориала коротенькие эссе, будто взывая от имени живых к безвинно павшим и к совести современников:

«В тот час, когда народы поймут, кто вы были, они будут грызть землю от печали, они оросят ее своими слезами и воздвигнут вам храмы».

А сколько мемориалов, монументов, могил на нашей земле — в городах, деревнях, на дорогах... Слова тут, может быть, попроще, но цифры пострашнее — вспомните Хатынь и всю Белоруссию, Подмосковье, Смоленщину, Латвию, Керчь, Бабий Яр, Ленинград... У нас, к нашему горю, счет идет на миллионы, и это не арифметика, это наша с вами история, в которой еще долго будет «копать и копать» человек, стараясь понять себя, свой век — свой долг.

В новом художественно-публицистическом фильме Григория Чухрая «Память» Европа наших дней и Европа еще не столь отдаленных от нас по времени злодеяний третьего рейха предстают в нравственной и психологической самопроверке п самооценке. Художник глубоко прав, возвращая нас к мысли о необратимости пережитого человечеством чудовищного испытания фашизмом. Как человек, как гражданин, как солдат самой суровой и жестокой из войн, он вызывает на суд памяти грозные призраки ушедших событий, сличая их с той «провинциальной» «философией жизни», что старается ныне отринуть прошлое, забыть историю и ищет свои добродетели и благоразумие в потребительских рамках прожитого дня. Чухрай говорит об этом внешне спокойно, сдержанно, но не скрывая внутреннего волнения и боли. Его публицистика пронизана и иронией, и горечью, и пафосом честного, мужественного стремления вместе со зрителем постичь меру вещей. Порой в картине проскальзывают интонации фильма «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма — в манере подачи комментария, в отдельных словесных характеристиках, но в этом я не вижу ничего дурного. Важно, что в самой авторской позиции чувствуется, насколько злободневна задача фильма «Память», выступающего прежде всего против мещанской аполитичности и обывательской морали. Реклама: Medinių langų gamyba ir medinės durys http://www.gamalangai.lt/produkcija/medines-durys