Главная / Новости

Текст #000783

По совести, надо было бы рассказать и о других лентах, которыми порадовал нас фестиваль болгарских мультфильмов. И меньше всего из вежливости к нашим братьям по искусству, а просто потому, что среди них нет и двух похожих одна на другую и что каждая из них достойна подробного разбора.

Всем известна высокая музыкальная культура болгарского народа. Не удивительно, что хорошая музыка — весьма важный составной компонент и болгарских мультфильмов. От, казалось, совсем простеньких детских песенок, вроде тех, которые звучат в «Яме», «Друзьях слоненка Гошо», и до пародийного и изобретательного использования оперной и симфонической музыки. Так, в «Весельчаках» пастухи под звуки хачатуряновского «Танца с саблями» гонятся за волком, который только что завлекал овец песенкой герцога из оперы «Риголетто», а растроганные глупые овцы принимали эту арию за чистую монету и сентиментально ему подпевали: «Сердце красавицы склонно к измене». В «Изгнанный из рая» очень уместна музыка Моцарта.

Музыка в этих бессловесных, но таких выразительных фильмах — отнюдь не украшение. Она — в значительной части — интернациональный, всем зрителям доступный компонент драматургии, убедительный проводник замысла авторов...

Я прочел написанное мною и убедился, что об очень многом сказано вскользь или вовсе не сказано. Но я старался выразить мое вполне искреннее восхищение произведениями молодой, пышущей здоровьем, талантом, оптимизмом и незаурядным мастерством болгарской школой мультипликационного киноискусства. Я не сомневаюсь, что она порадует нас еще многими превосходными лентами, полными пленительной выдумки и по-настоящему современными.

30-е годы для Кубы — время предчувствия революции. Еще над кубинским народом властвуют темные силы, еще большинство людей не может найти верного пути для выхода своему горю, но уже зреют в душах гроздья гнева. И впереди — время битвы и время победы.

Молодому кубинскому зрителю события, о которых идет речь в фильме «Дни воды», поставленном режиссером Мануэлем Оттавио Гомесом, представляются, вероятно, довольно древней историей, настолько непохожа обстановка тех лет на сегодняшнюю жизнь республики. И все-таки это очень недавнее прошлое, все-таки это всего лишь четверть века до революции, и тянутся от него нити в современность.

Как и большинство кубинских фильмов, «Дни воды» основаны на реальных фактах; женщина по имени Антония Искьердо, возомнившая себя чудотворицей, действительно существовала. И, конечно, события, которые развернулись вокруг нежданно объявившейся деревенской святой, являются очень колоритными свидетельствами нравов того времени. Однако режиссера интересовала не столько этнография или история, сколько политика и идеология.

В документальном фильме «Мадина Бое», снятом кубинскими операторами у партизан Португальской Гвинеи, есть эпизод, вызывающий улыбку, — боец перед атакой на военную базу колонизаторов совершает священный обряд над своим оружием. Через несколько часов парень будет устанавливать на боевых позициях новейшие безоткатные орудия, к которым недавно прицеплял амулеты, и, сражаясь, будет верить в правоту своего дела и в приказ командира.

И в фильме «Дни воды» есть похожий эпизод. Когда арестовывают героиню, парень, который на протяжении всего сюжета покорно шествовал за ней повсюду, оберегая своими мощными плечами от слишком энергичных пациентов, яростно кричит ей в лицо: «Ты обманула нас!» — и вырывает винтовку у ближайшего солдата. Индивидуалки ростова на сайте http://rnd3.rosdos.love .