Главная / Новости

Негативная оценка была дана Власовым

С. И. Юткевич правильно когда-то говорил, что история всегда рассказ о любви и ненависти и, чтобы писать историю, нужно любить и ненавидеть. И вот возникает, наверное, вечный вопрос, как соединить авторское отношение с объективностью, которой требует историческая работа. Вопрос трудный, и я ограничусь тем, что его поставлю.

Мне хотелось бегло коснуться тех глав книги, которые связаны с историей становления советского документального кинематографа, с той выдающейся ролью, которую сыграл в развитии отечественной и мировой документалистики Дзига Вертов.

Определенная, в основном негативная оценка «вертовских» глав тома была дана здесь М. П. Власовым. К этим разделам, действительно, может быть предъявлен ряд существенных возражений, хотя у меня от «документальных» глав книги в целом положительное впечатление. Я считаю, что анализ фильма «Человек с киноаппаратом» или картины «Москва», к примеру, очень глубок, убедителен, аргументирован. Сделанный подробно и обстоятельно, этот разбор справедливо порывает со многими традиционными установками и поверхностными оценками замечательных документальных картин, освещает их достижения и слабости по-настоящему объективно.

Однако мне хотелось бы сегодня сказать и о том, что анализ творчества Вертова, характеристика этого выдающегося художника в истории развития документального кино 20-х годов в томе все же не всегда достаточно многогранны и точны. Вертов показан авторами как единичная фигура, как выдающийся человек, но он показан как одинокий человек. Не показана та группа, которая работала вместе с ним. Тут больше Вертова, чем самих «киноков», хотя роль «киноков» как группы была достаточно значительной.

Я ждал, что в томе будет расшифровано наконец понятие «Совет троих», которое осталось тайной «за семью печатями» и в однотомнике Вертова, издании, которое, на мой взгляд, можно по праву считать научным подвигом его редактора-составителя С. В. Дробашенко. Между тем уважаемый Сергей Владимирович не удосужился и при составлении этого тома сказать, кто же входил все-таки в «Совет троих».

Вот о брате Вертова как раз мне и хотелось бы сегодня сказать. На страницах первого тома он в одном месте назван «соратником и последователем Вертова», а в другом скромно титулован как его «ученик». Это не одно и то же, а по отношению к Михаилу Абрамовичу Кауфману вообще неточно, даже просто ошибочно.

Михаил Абрамович Кауфман по своему значению, по той роли, которую он играл в группе «киноков»,
не может зачисляться просто в ученики к Вертову. Это была фигура весьма крупная и значительная в том отряде энтузиастов, пионеров документалистики, которые объединились вокруг Вертова.

Роль Кауфмана в группе «киноков» и его влияние на Вертова заключались в том, что Кауфман помогал Вертову переходить от «выхода из искусства» к созданию настоящих художественных обобщений, творить средствами истинно поэтического кино, которое принесло славу не только Вертову, но и советскому кино вообще.

Еще одно замечание. Значение Кауфмана, понимание «киноков» как группы единомышленников (а не только единоличного создания Вертова) во многих серьезных искусствоведческих работах 20-х годов выдвигалось по-другому, чем в обсуждаемом томе. В частности, роль оператора Кауфмана высоко оценивалась в статьях и книгах Шкловского, Ушакова, Курса и других.

Думается, что в свете этих оценок следовало бы многое пересмотреть и уточнить в характеристике группы, о которой на некоторых страницах первого тома «Истории советского кино» говорится как-то вскользь и потому неточно.

Вот, например, небольшое попутное замечание в связи с историей постановки фильма «Москва». На одной из страниц тома сказано, что даже замысел «Москвы» был подсказан Кауфману и Копалину, которые снимали эту картину, Вертовым. Между тем известно, что существовал подробный, детализированный, опубликованный задолго до фильма сценарий, написанный Агаповым вместе с Кауфманом. Обожаешь смотреть как парень кончает девушке на лицо? А если их много? И каждый делает это на нее? Для тех, кто не знает что такое буккаке - советую перейти по ссылке. Много интересного и познавательного вы найдете уже в первых роликах, откроете для себя что-то новое.