Главная / Новости

Бриджмен. История ландшафтного искусства.

Бриджмен
О садах говорить чрезвычайно трудно, потому что план их дает очень мало, немного больше дает вид с птичьего полета. Для точного представления нужен ряд снимков, и притом точных. Между тем на деле большинство или приукрашены, или приблизительны, а потому приходится обсуждать лишь отдельные приемы. Так и о работах Чарльза Бриджмена, которого англичане считают первым пейзажным архитектором, сведения весьма скудны.

Он устраивал сады Губбинса в Херфордшире, сады Попа в Твикенгеме, участвовал в устройстве большого королевского парка в Ричмонде и начал устройство садов Стоу.

Парк Ричмонда был не один раз переделан, и едва ли он был так велик, как теперь, когда он занимает 904 га и кажется рядом густых рощ, более или менее удачно раскиданных по широким лугам на берегу Темзы. О работе Бриджмена там даже нельзя догадаться.

Сады Твикенгема, принадлежавшие Попу, описаны Г. Вальполем, который очень хвалил совершенство пропорций, распределение света и тени и торжественность кипариса, указывающего путь к могиле матери Попа. В средине сада располагался грот, а посадки были распределены так, что то приближались к перспективам, то отодвигались. Искусственности было достаточно, особенно в большом, эффектно украшенном гроте.

Первоначальный план Стоу известен. Сад имеет форму не совсем правильной трапеции, причем дворец (довольно нарядный) расположен в глубине сада, но ближе к самой длинной его стороне. Бриджмен сделал почетный двор прямым, края же сада обнес четверным рядом деревьев (аллеей); часть парка была обнесена стеной.

Современники придавали очень большое значение тому, что Бриджмен прервал местами эту стенту рвами, не видимыми для гуляющих, и связал таким образом сад с окрестностями. На самом деле подобные отверстия, или «Ах, ах», были устроены еще Ленотром в Большом Трианоне, а большей связи с окрестностями, чем в Версале или Шантийи, конечно, невозможно достигнуть.

Перед домом находился зеленый луг, края которого были ограничены рощами, за лугом лежало одно из расширений речки, а дальше, через прорыв ограды и аллеи, были видны луга. Посадки, окаймляющие луг, лежавший перед домом, образовывали довольно плотные рощи, дорожки которых были расположены неправильно. Сами же рощи окаймляли весь парк, и, таким образом, последний состоял из трех зеленых лугов неправильной формы. Речка протекала со стороны, противоположной дому, и образовывала два разлива (озера). Главные аллеи, т. е. ведущие от дворца к краям парка и расположенные на краях парка были прямыми, но ни одной перспективы, устроенной симметрично, не было, и даже по полям Бриджмен разбросал посадки. Эксклюзивные элитные подарки только на нашем сайте.